Экономические аспекты

Для заказчика

портовой инфраструктуры

Экономика портового хозяйства основывается на:

  1. Пропускной способности причалов и порта в целом, которая представляет собой многозвенную технологическую цепь погрузо-разгрузочных работ (ПРР).
  2. Правилах порта, в случаях обязательного буксирного обеспечения, в том числе количестве буксиров суммарной мощности по кВт.
  3. Сведения о минимальном количестве и мощности буксиров для швартовных операций:

— у причалов в морском порту для судов, перевозящих грузы;

— в местах перегрузки с судна на судно;

— на конкретном (по длине) судне;

— максимальное возможное единовременное количество судозаходов в составе одного каравана и максимальное необходимое количество буксиров для обеспечения этих судов на швартовке, при сложных метеорологических условиях;

— возможности буксирной компании обеспечить заявки на буксирное обслуживание судов.

Далее заказчик должен рассчитать рентабельность содержания всего флота и решить какова потребность в новом буксире, в зависимости от пропускной способности порта.

 

Примерный экономический расчет содержания буксирного флота:

В случае потребности в заказе служебно-вспомогательного судна заказчик делает выбор в пользу портового буксира и задает параметры оптимизации использования буксирного парка сообразно научно-методическому определению модели и алгоритмам оптимизации использования буксирного парка, куда входят:

— расчет коэффициента динамичности при одержании судна — Кд=1,5 и Кд=2,7;

— расчета резерва тягового усилия за счет площади парусности судна (АН, м2), который зависит от местных ветров, особенностей порта с учетом коэффициента, а также наличия хорошей морской практики у лоцманского состава и судоводителей буксиров.

На базе исходных данных проектант получает экономическую модель судна, куда входят следующие значения:

  1. Потребляемая тяга буксира при конкретной скорости ветра и парусности судна, с которым производятся швартовные операции;
  2. Подбор оптимального количества буксиров (не менее двух) для выполнения швартовных операций при заданных величинах скорости ветра и парусности судна;
  3. Определение предельной скорости ветра, при которой может безопасно выполняться швартовная операция буксирами с заданной парусностью судна.

Для определения буксирной тяги (Z, тс), необходимой для обеспечения безопасности, эффективности швартовных операций и процесса ПРР, транспортные суда разбиты на четыре группы.

Расчеты выполнены с учетом коэффициента динамичности при одержании судна Кд=1,5 и Кд=2,7

Где:

Тяговое усилие необходимо обеспечить не менее чем двумя буксирами.

Потребная тяга буксиров для обеспечения сближения транспортных судов с причалом

со скоростью 0,3 м/с при скорости ветра 15 м/с

Алгоритм модели оптимизации использования буксирного парка, следующий:

В модель вводятся площадь парусности судна, суточный прогноз погоды по ветру, буксирный парк порта (наименование и тяговое усилие каждого буксира).  По формуле модель определяет буксирую тягу в двух вариантах, вариант 1 с учетом судна Кд=1,5 и вариант 2 с учетом и Кд=2,7. Затем из всего буксирного парка выбирается по два буксира к каждому варианту буксирной тяги исходя из равенства. При этом тяга двух буксиров должна быть одинаковой или тяга одного буксира не должна превышать тягу другого более чем на 50 %.

Таким образом при построении модели проектант получает исходные данные на проектирование буксира сообразно назначению судна и приступает к его проектированию или использует уже реализованный ранее проект, предлагает свое решение по тактико-техническим требованиям (ТТТ) заказчика.

В начале заказчик определяется с тактико-техническими требования (ТТТ), куда входят такие параметры как: район плавания; ледовый класс; расчетная температура и влажность окружающей среды в летнее и зимнее время. В специальные требования входят: буксирный гак с устройством дистанционной отдачи; вьюшка для хранения буксирного каната; привальный брус для кранцевой защиты; грузовой трюм; грузовая палуба; рымы для крепления грузов на палубе; кран манипулятор с вылетом 15 м.=2 т. (5 м.=10 т.); расчет рабочей палубы под 2 х 20 FUT контейнера для комплексов специального назначения; водолазный трап; судовая электрическая система (СЭС) для подключения водолазного компрессора мощностью не менее 4 кВт и напряжением 400В. Далее заказчик предоставляет основные кораблестроительные элементы: габаритная длина; габаритная ширина; высота борта; осадка; водоизмещение; скорость в уз.; автономность плавания; количество и мощность ГД в кВт.; экипаж; спецперсонал; дальность плавания. Отдельно обговариваются следующие параметры. Вооружение: средства навигации, средства связи, громкоговорящая связь. Командный комплекс управления: ходовая рубка, система управления техническими средствами. Корпус: сталь. Судовые устройства под район плавания R3: якорное, швартовное, буксирное, спасательное, рулевое, леерное, мачтовое, индивидуальные спасательные средства, коллективные спасательные средства: надувные спасательные плоты. Системы общесудовые: осушительная, бытового водоснабжения (холодного, горячего), сточных вод, общесудовой вентиляции, отопления и кондиционирования (климатконтроль), система внешнего пожаротушения, два стационарных пожарных ствола с производительностью не менее 100м3/час., система, обеспечивающая сбор и выдачу нефтесодержащих, сточных вод на суда бункеровщики или на берег, холодильные, морозильные шкафы, система постоянного холодного и горячего водоснабжения камбуза, санитарно-бытовые помещения. Если судно проектируется под специальную пожарную систему, то предусматривается установка специальной пожарной системы, предназначенной для борьбы с пожарами на других судах, буровых установках, плавучих и береговых сооружениях, соответствующих символу класса РС FF3WS. В состав системы входит: муфта отбора мощности и насос – предназначенные для подачи воды к водяным лафетным стволам, клапанным коробкам и системе водяного распыления. На крыше рулевой рубке установлены два лафетных ствола (вода/пена) с местным ручным и дистанционным (из рулевой рубки) управлением. Стволы обеспечивают подачу струи воды 100 м3/час на расстояние не менее 80 м. Дополнительно на судне устанавливается специальная система пенотушения, предназначенная для тушения горящих объектов подачей воздушно-механической пены низкой кратности. Запас пенообразователя размещен в цистерне. Пропульсивная установка: На судне применена двухвальная пропульсивная установка, включающая: – Два нереверсивных четырехтактных дизельных двигателя мощностью 634 кВт каждый; – упругие муфты соединения редукторов с главными двигателями; – реверс-редуктор (2 шт.); винты фиксированного шага в неповоротной насадке; – валопроводы с опорными подшипниками, уплотнительным устройством и дейдвудной трубой; – винты фиксированного шага в неповоротной насадке. Энергетическая установка: Дизель-редукторные агрегаты, система газовыпуска, реверс-редукторы, судовая электроэнергетическая система распределения электроэнергии, вспомогательные энергетические установки, оборудование и механизмы энергетической установки. Электроэнергетическая система буксира выполнена на переменном 3-х фазовом токе частотой 50 Гц, напряжением 380 В с изолированной нейтралью, сеть основного освещения 220 В 50 Гц. Предусмотрен аварийный источник электроэнергии аккумуляторная батарея, автоматическое поддержание готовности к пуску неработающего ГД, электрораспределительный щит для приема электроэнергии с берега, централизованное управление из ходовой рубки и резервное управление с местных постов главной энергетической установки. Автоматизация: оборудование средствами системы управления из ходовой рубки, локальные системы управления с местных постов управления, обеспечение управления, контроля и защиты с классом автоматизации AUT 3, система охранной сигнализации береговой стоянки. Требования по живучести и стойкости к внешним воздействиям: предусмотрены переборки, ограничивающие противопожарные зоны, в машинном отделении установка аэрозольного тушения, система углекислотного тушения для газовыпускных трубопроводов, элементы фотолюминесцентных информационных систем, сигнальные разметки, противопожарные зоны, противопожарная сигнализация, остойчивость, непотопляемость при затоплении одного любого отсека, сигнальные устройства систем пожарной сигнализации.

Судостроительный кластер Ярославской области в акватории Рыбинского водохранилища

Сотрудничество

Электронная верфь

Инновации